Психолого-педагогические подходы к профессиональному самоопределению

Центр образования № 1451

Южного Окружного Управления Образования

Департамента образования города Москвы 

СТРАНИЦА МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

 

Психолого-педагогические подходы к профессиональному самоопределению

Психолого-педагогические подходы

к профессиональному самоопределению

   

«Знания непременно проложат нам путь к успеху,

если мы определили, по какой дороге идти и куда

она приведет»                     Уильям Сомерсет Моэм

Порфирьева И.А., зам. директора по НМР

Школа работает в экспериментальном режиме по организации профильного обучения с 2000 года. За этот период произошло накопление определенного опыта постановки и решения проблем, связанных с сопровождением  процесса профессионального самоопределения учащихся. Вместе с тем, появилась необходимость переосмысления подходов к профессиональному самоопределению на качественно новом уровне. Это связано как развитием системы профильного обучения, так и  с ситуацией на современном рынке труда.

 Порфирьева И.А.

По прогнозам экспертов в ближайшее десятилетие на рынке труда основными тенденциями будут следующие: повышение требований к образованию работников, востребованность специалистов «на стыке профессий», наличие у специалиста уникальных знаний и умений. Реальность постиндустриальной эпохи диктует необходимость перехода от коллективизма к ярким индивидуальностям, от знание-центрированного подхода в обучении  к личностно-ориентированному.

         Основной задачей данной работы будет с одной стороны,  попытка теоретического осмысления психолого-педагогических подходов к проблеме профессионального самоопределения, а с другой стороны обращение к реальному процессу реализации данных подходов, осуществляемому в нашей школе. Теоретическое осмысление данной проблемы невозможно без понимания сущности основных понятий.

Самоопределение понимается нами как сознательный выбор, выявление и утверждение личностью своей позиции в проблемных ситуациях.

Смысл самоопределения /по П.Г.Щедровицкому/ состоит в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную жизненную стратегию, в умении постоянно переосмысливать собственную сущность.

Сущность самоопределения /по Е.Ю.Пряжниковой/ - поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой деятельности, а также в самом процессе самоопределения.

Способность к самоопределению - неотъемлемая сторона целостной структуры личности, предполагающая готовность и умение человека самостоятельно вырабатывать руководящие принципы и способы своей деятельности (интеллектуальной, коммуникативной, эстетической и другой).

Принципы самоопределения:

- Признание наличия  определенных задатков и способностей, составляющих основу индивидуальности человека

- В процессе самоопределения  закладываются основания для понимания своей индивидуальности, для личностного роста

- Необходимость развития базовых универсальных способностей в  процессе самоопределения

- Процесс самоопределения строится на базе активной деятельности человека с учетом его индивидуальных способностей, опыта и возрастных особенностей

Самоопределение – это процесс, который начинается с осознания человеком себя,  как личности и проходит практически через  всю  его сознательную жизнь,       то есть является непрерывным. Именно поэтому  профессиональное самоопределение – только часть этого процесса. Для успешной реализации задач профессионального самоопределения учащиеся нуждаются в определенных знаниях о себе, своих интеллектуальных возможностях, склонностях и способностях. Необходимо также умение объективно оценивать личные запросы и потребности, соотносить свои личностные качества с требованиями профессионального труда и психологическими характеристиками трудовой деятельности.

     Переход к профильному обучению делает актуальной проблему самоопределения,  как для ученика, так и для учителя. В первую очередь  потому,  что ставит перед каждым учащимся проблему выбора профиля обучения  и потому, что приводит к необходимости изменения структуры и содержания учебного процесса.

   Суть этих изменений состоит в реализации личностно-ориентированного подхода к обучению, которое рассматривает знание как средство, способствующее личностному росту учеников. В  знании присутствует некий внутренний потенциал, придающий ускорение саморазвитию личности,  процессам самостоятельного порождения личностных смыслов образования.

Смысл же производится субъектом познания тогда, когда созданы необходимые условия для включения его личностных структур, которые регулируют, управляют, развивают мыслительную деятельность человека, определяя его поведение как личностное отношение к ценностям культуры, знаний, опыта, жизненных и профессиональных  целей.

     Таким образом,  профильное обучение есть путь перехода от трансляции знаний к  совместному с учителем поиску их смысла и ценностей. Качество обучения должно определяться тем, насколько в его содержании представлены основания для развития личностно-ценностного отношения учащегося к изучаемым знаниям, что и активизирует процесс его самоопределения

При этом  процесс самоопределения  опосредован социальной задачей возраста и степенью зрелости личности  учащегося.

    Поэтому одной из важнейших составляющих процесса  реализации профильного обучения  является психолого-педагогическая поддержка процесса самоопределения  учащихся. Психолого-педагогическая поддержка понимается нами  как  содействие формированию личности, способной принять самостоятельное и осознанное решение о выборе жизненной и профессиональной стратегии,  через реализацию личностно-ориентированного подхода в обучении.

Система психолого-педагогической поддержки включает в себя взаимодействие педагогов и психологов на педагогических советах школы, организацию и проведение психолого-педагогических консилиумов, психологических классных часов с учащимися,  психологического лектория для родителей учащихся. Научно-методическую и специальную психологическую помощь  оказывают школе ОМЦ ЮОУО,   Московский психолого-социальный институт, Московский городской Центр труда и занятости молодежи «Перспектива», Центр Психолого-медико-социального сопровождения   ЮОУО «Взаимодействие».

Психологами школы разработаны диагностические блоки, используемые при организации поддержки процесса самоопределения учащихся:  личностно-индивидуальный блок, профориентационный блок, блок на самосознание, блок работы с педагогами, блок работы с родителями учащихся. Осуществляется психологический мониторинг.

Психолого-педагогическая поддержка оказывается учащимся на всех ступенях обучения и состоит в последовательном совместном решении проблем, возникающих у учащихся на данном  возрастном этапе их развития применительно к процессу  самоопределения.  

В начальной школе основной задачей психолого-педагогической поддержки является содействие в формировании физически и психологически здоровой личности с положительным отношением к труду. В этот период могут возникать проблемы адаптации учеников к условиям школьного обучения, неуспешности в учебной деятельности, а также проблемы эмоционального характера.

Проводятся срезовые диагностические исследования; выявляются дети, имеющие проблемы, формируется запрос родителей учащихся, имеющих проблемы, к  психологу; проводятся индивидуальные и групповые  развивающие занятия по оказанию ученикам необходимой психологической помощи.

Работа на этапе начального периода обучения невозможна без тесного контакта с родителями учащихся, с педагогами.  Большая роль отводится психолого-педагогическому консилиуму, где разрабатываются педагогами и психологами стратегии  преодоления проблем класса и отдельных учащихся.

В рамках программы по реализации здоровьесберегающих технологий, в двух классах начальной школы ведется мониторинг параметров физического состояния учащихся,  заполняется «Паспорт здоровья школьника», в котором  содержатся  необходимые рекомендации для каждого ученика, с помощью педагогов и родителей осуществляется контроль над их выполнением.

Психологи школы провели интересное исследование по включению элементов тренинга сотрудничества в урок технологии в начальной школе. Исследование показало, что такие совместные занятия педагогов и психологов  не только улучшают эмоциональное состояние учащихся на данном уроке, но и повышают мотивацию к занятию технологией,  способствуют формированию положительного отношения к труду. Обязательно проводятся повторные диагностические срезы с целью контроля динамики психоэмоционального развития.

         В среднем звене школы основной задачей психолого-педагогической поддержки процесса самоопределения учащихся 5-7-х классов выступает необходимость расширения представлений учащихся о различных видах   деятельности и мире труда, а также оказание содействия в  формировании широкого спектра интересов каждого ученика.

Изменение структуры и содержания  преподавания ОО «Технология» дает  возможность учащимся 5-7-х классов развивать свои склонности и способности в различных  сферах деятельности (керамика, кулинария, техническое черчение, информационные технологии и т.д.). Исследование психологами школы мотивации  к занятию технологией  показывает высокий уровень более чем у  80% учащихся данных классов.

Система дополнительного образования в школе предоставляет широкие возможности каждому школьнику для  участия в различных видах деятельности. Активизации процесса самоопределения  учащихся данного возраста способствует тематическая экскурсионная работа.

К проблемам данного возраста можно отнести проблему дезадаптации  к обучению в среднем звене школы,  неуспешности в учебной деятельности и проблемы межличностного общения, свойственные раннему подростковому возрасту. Преодолению этих проблем способствует организация таких форм и методов психолого-педагогической поддержки, как диагностические срезы по выявлению учащихся с проблемами общения, неуспешности и дезадаптации при переходе в среднее звено школы; организация и проведение психолого-педагогических консилиумов по проблемам класса и отдельных учащихся; проведение развивающей работы с учащимися по запросу педагогов и родителей (индивидуальной и  групповой).

Обеспечение предпрофильной подготовки  - это основная задача психолого-педагогической поддержки в 8-9-х классах. Предпрофильная подготовка учащихся  8-9 классов включает в себя проведение психологами начального диагностического блока по  изучению профессиональных предпочтений, интересов, склонностей, личностных особенностей учащихся. Проводится анкетирование учащихся и анализ его результатов, в том числе для  формирования элективных курсов в 9-х классах.

В этом учебном году в 8-11 классах вводится персонифицированный учет качества образовательных достижений учащихся в процессе их самоопределения для формирования образовательного рейтинга ученика и отслеживания траектории его обучения  и карьеры.

Большую роль в осуществлении предпрофильной подготовки оказывает курс «Профессиональное самоопределение», который проводится в 9-х классах. По итогам данного курса учащиеся  готовят проектную работу «Профессия – мой выбор», где  исследуют и анализируют информацию о конкретных профессиях, профессионально важных качествах, требованиях рынка труда, получают знания         о себе, учатся сопоставлять полученные результаты. Этой же задаче способствует качественный системный анализ результатов диагностического блока проводимый психологом с каждым учащимся в режиме индивидуального консультирования.

Такие формы  и методы поддержки помогают в решении основной проблемы,         с которой сталкиваются педагоги и психологи на этапе предпрофильной подготовки -  повышении уровня самостоятельности и осознанности выбора профиля своего дальнейшего обучения.

Обеспечение профильной подготовки – основная задача психолого-педагогической поддержки в старших классах школы. Профильная подготовка учащихся на старшей ступени школы осуществляется в двух однопрофильных и одном многопрофильном классе.

В классе информационно-технологического профиля учащиеся осваивают базовые и профильные знания,  осуществляя сотрудничество с ВУЗом (МАИ) на базе школы.

Класс гуманитарного профиля также получает базовые и профильные знания, а также  через систему дополнительного образования осуществляет начальную профессиональную подготовку учащихся  по специальности секретарь-машинистка со знанием стенографии.

Многопрофильный класс включает два профиля: социально-экономический и социально-психологический. Соответственно этим профилям и происходит обучение. Система элективных и спецкурсов  предоставляет учащимся возможность получать профильные знания. 

 Психологическая служба школы на данном этапе осуществляет 2 задачи: оказание поддержки в адаптационном периоде учащихся 10-х классов, а также  уточнение и коррекция профессиональных планов учащихся старшей ступени школы.

Поскольку профильные  10-е классы формируются из учащихся  не только разных классов, но и  зачастую разных школ, с неодинаковым уровнем подготовки,  могут возникать проблемы адаптации их к  новым условиям обучения и проблемы межличностного характера. Психологи школы проводят исследование  способов реагирования в конфликтных  и стрессовых ситуациях во вновь сформированных классах,  проводят индивидуальное консультирование; групповые занятия  на усвоение и развитие коммуникативных навыков, тренинги личностного роста с учащимися, имеющими данные проблемы. 

В 11-х классах для  уточнения и коррекции образовательного и профессионального выбора, помимо других профориентационных методик, используется АРМ «Профессиональное самоопределение». Учащийся по результатам работы с АРМ может определить степень соответствия его личностных данных, с учетом состояния здоровья, предпочитаемой профессии, а также  и список рекомендуемых ему профессий.  Таким образом, процесс самоопределения становится более осознанным, а выбор – более самостоятельным.

Инновационная деятельность по внедрению профильного обучения высветила проблемы педагогического коллектива. Оказалось, что степень готовности педагогов к работе в профильной школе различна,  не все педагоги осознают необходимость перехода от репродуктивной системы передачи знаний к субъект-субъектному взаимодействию с учеником, к совместному с ним поиску личностных смыслов знаний и умений, овладению ключевыми базовыми компетенциями. 

Психологами школы выявлено, что  различие в степени готовности к переходу на профильное обучение у педагогов обусловлено  стажем работы в школе и возрастом, уровнем владения новыми педагогическими технологиями.

Различны и формы поддержки: учителя с небольшим стажем работы и возрастом до 35-40 лет встраиваются в инновационную деятельность по внедрению профильного обучения при изменении соответствующих внешних условий учебного процесса. В то время как для педагогов с большим стажем работы и возрастом при переходе к профильному обучению наиболее эффективной может быть психологическая поддержка, оказываемая  в форме индивидуальных бесед по рефлексии  их профессионального развития  и личностно-ориентированных тренингов по преодолению профессиональных деформаций.

Еще одним фактором, затрудняющим  для педагогов переход к работе в системе профильного образования,  является «эмоциональное выгорание».

«Эмоциональное выгорание» - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия (по Э.Э.Сыманюк).

В 2005-2006 учебном году психологами школы проведено исследование синдрома «эмоционального выгорания» у педагогов. В ходе исследования выявлено наличие данного синдрома у 65%  учителей. Степень сформированности  синдрома различна – у 25% исследуемых педагогов выражены фазы напряжения и резистенции, а у 40%  эти фазы находятся в стадии формирования. У 35% педагогов признаки «эмоционального выгорания» отсутствуют.

В рамках психологического мониторинга ежегодно проводится анкетирование учащихся. По результатам анкетирования определяются  их профильные предпочтения, мотивационно-смысловые стратегии и факторы выбора профиля обучения. Анализ данных факторов позволяет сделать вывод, что значительное влияние  на выбор профиля обучения оказывают родители учащихся. 

Исследования родительского коллектива показывают, что более половины родителей считают себя нереализованными в профессиональной сфере (21% полностью и 33% частично). По результатам анкетирования 33% родителей считают, что должны сами выбирать профиль обучения своему ребенку.

Основные проблемы, с которыми сталкиваются психологи при работе с родительским коллективом,  связаны как с недостаточной самореализацией родителей в профессии и переносом своих ценностно-смысловых ориентаций на ребенка, так и с разным уровнем качества общения «ребенок – родитель». В связи с этим, главную цель работы с родителями  психологи  школы видят в повышении у родителей степени осознанности их влияния на процесс самоопределения детей.

Психологи школы осуществляют выходы на родительские собрания,  проводят индивидуальные консультации с родителями учащихся, организуют  психологический лекторий по актуальным вопросам детско-родительских отношений.  В рамках психологического мониторинга ежегодно проводятся диагностические исследования отношения родителей к процессу обучения их детей  в профильной школе.

В 2005-2006 учебном году психологами проводилась диагностика ценностно-смысловых отношений родителей учащихся 9-11-х классов. К предпочитаемым родителями ценностям-целям относятся здоровье, счастливая семейная жизнь и уверенность в себе, а  выбранные ими ценности-средства  это - образование, ответственность, воспитанность. Такой результат с одной стороны подчеркивает позитивное влияние образования на процесс самоопределения, а с другой стороны это влияние проявляется опосредованно, через детско-родительские отношения.  Это подтверждает необходимость и важность осуществления  психолого-педагогической работы с  родителями учащихся профильных классов по повышению степени осознанности их влияния на процесс самоопределения детей.

Система психолого-педагогической поддержки процесса самоопределения учащихся складывалась постепенно. Исследования  профессиональных предпочтений, личностных качеств, способностей учащихся профильных классов  применительно к проблемам их самоопределения привели к необходимости включения педагогов и родителей в качестве субъектов данного процесса.

Работа по психолого-педагогической поддержке учащихся, педагогов, родителей при переходе к  профильному обучению привела к осознанию  ряда противоречий и проблем, связанных с  профессиональным самоопределением:

1. Различная степень зрелости личности учащегося и необходимость принятия им решения о выборе профиля обучения;

2. Необходимость самостоятельного и осознанного выбора учащимся путей получения образования и значительное влияние семьи, родителей на процесс этого выбора

3. Доступность среднего полного общего образования и проблема отбора учащихся  в профильные классы

 Литература:

1. Молодежь: от самоопределения до трудоустройства. (Методы, методики, технологии). Методическое пособие для специалистов службы занятости и различных категорий безработной молодежи. Под общ. ред. к.эк.н. А. С. Потапова; М. : ДФГСЗН по г. Москве, МЦТЗМ «Перспектива», 2002

2. Пряжникова Е.Ю. Психологические основы развития профессионального самосознания профконсультантов. Брянск: 2001

3. Социально-трудовая адаптация подростков и молодежи в условиях рыночной экономики. Под общ. ред. В.В.Быкова, М.: МЦТЗМ «Перспектива», 2002

4. Э.Э.Сыманюк. Психология профессионально-обусловленных кризисов. М.-Воронеж: 2004

 

Сайт создан по технологии «Конструктор e-Publish»